Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание № 319
i

Для на­уч­но­го по­зна­ния, в от­ли­чие от обы­ден­но­го, ха­рак­тер­но:

1) ис­поль­зо­ва­ние при­бо­ров, обо­ру­до­ва­ния, из­ме­ри­тель­ной тех­ни­ки
2) по­сти­же­ние ре­аль­но­сти, ос­но­ван­ное на вере, вну­ше­нии и во­об­ра­же­нии
3) от­сут­ствие по­треб­но­сти объ­яс­нять из­вест­ные факты и про­гно­зи­ро­вать новые
4) ис­поль­зо­ва­ние чув­ствен­но­го опыта и мыс­ли­тель­ных опе­ра­ций
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

На­уч­ное по­зна­ние об­ла­да­ют рядом спе­ци­фи­че­ских при­зна­ков.

 

Це­ле­на­прав­лен­ность. Цель на­уч­но­го по­зна­ния – от­кры­тие объ­ек­тив­ных за­ко­нов при­ро­ды, об­ще­ства, мыш­ле­ния, по­сти­же­ние сущ­но­сти изу­ча­е­мых яв­ле­ний.

 

Объ­ек­тив­ность – адек­ват­ное от­ра­же­ние дей­стви­тель­но­сти, не за­ви­ся­щее от субъ­ек­та по­зна­ния.

 

Ра­ци­о­наль­ность – по­сто­ян­ная апел­ля­ция к до­во­дам ра­зу­ма и рас­суд­ка и мак­си­маль­ное ис­клю­че­ние эмо­ций, лич­ных мне­ний, обос­но­ван­ность на­уч­ных по­ло­же­ний за­ко­на­ми и спе­ци­аль­ны­ми ме­то­да­ми про­вер­ки.

 

Си­стем­ность – озна­ча­ет струк­тур­ное мно­го­об­ра­зие на­уч­но­го зна­ния, между эле­мен­та­ми ко­то­ро­го су­ще­ству­ет со­во­куп­ность устой­чи­вых от­но­ше­ний и свя­зей.

 

Ло­гич­ность – т. е. на­ли­чие не­про­ти­во­ре­чи­вых свя­зей между по­ня­ти­я­ми, суж­де­ни­я­ми, умо­за­клю­че­ни­я­ми.

 

до­ка­за­тель­ность, т. е. обос­но­ван­ность по­лу­чен­ных ре­зуль­та­тов, до­сто­вер­ность вы­во­дов.

 

Опро­вер­га­е­мость – толь­ко то зна­ние яв­ля­ет­ся на­уч­ным, ко­то­рое в прин­ци­пе до­ступ­но опро­вер­же­нию (тео­рия, не­опро­вер­жи­мая в прин­ци­пе, не может быть на­уч­ной: *идея бо­же­ствен­но­го тво­ре­ния; *ни­ка­кое ко­ли­че­ство па­да­ю­щих яблок не яв­ля­ет­ся окон­ча­тель­ным под­твер­жде­ни­ем ис­тин­но­сти за­ко­на все­мир­но­го тя­го­те­ния, но до­ста­точ­но од­но­го яб­ло­ка, по­ле­тев­ше­го прочь от Земли, чтобы при­знать этот закон лож­ным).

 

На­ли­чие ме­то­до­ло­гии по­зна­ния. От­ли­чи­тель­ной чер­той науки яв­ля­ет­ся то, что ме­то­ды и при­е­мы по­зна­ния ис­поль­зу­ют­ся осо­знан­но.

 

Уни­вер­саль­ность и обез­ли­чен­ность – озна­ча­ет не­за­ви­си­мость от кон­крет­ных усло­вий (без­услов­ную вос­про­из­во­ди­мость) и от лич­но­сти по­зна­ю­ще­го субъ­ек­та (не носит ин­ди­ви­ду­аль­но-ав­тор­ско­го ха­рак­те­ра).

 

Вы­ра­жа­ет­ся с по­мо­щью осо­бо­го на­уч­но­го языка, ха­рак­те­ри­зу­ю­ще­го­ся на­ли­чи­ем спе­ци­аль­ных по­ня­тий и ка­те­го­рий.

 

Ис­поль­зо­ва­ние спе­ци­аль­но­го на­уч­но­го обо­ру­до­ва­ния.

Пра­виль­ный ответ: ис­поль­зо­ва­ние при­бо­ров, обо­ру­до­ва­ния, из­ме­ри­тель­ной тех­ни­ки

Источник: Цен­тра­ли­зо­ван­ное те­сти­ро­ва­ние по об­ще­ство­ве­де­нию, 2015
Сложность: II